Промышленность Тотемского района в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Ведущими отраслями промышленности Тотемского района в годы Великой Отечественной войны были лесная, лесохимическая и топливная. Крупными организациями, работавшими в этот период, были: Тотемский леспромхоз треста «Вологдолес», специализировавшийся на заготовке деловой древесины, Тотемский райтоп Вологодского областного управления местной топливной промышленности, заготавливавший древесину как топливное сырьё — и Тотемский химлесхоз треста «Севхимлес», заготавливавший еловую серку и живицу для канифольно — скипидарной промышленности.

В приказе директора Тотемского леспромхоза от 18.08.1944 г. № 108 указывалось: «Великая Отечественная война предъявила работникам лесной промышленности огромные требования — снабжать военную промышленность сырьем, железнодорожный и водный транспорт топливом. Сейчас нет такой отрасли промышленности в нашем народном хозяйстве, которая в той или иной степени независима от работы лесной промышленности в снабжении сырьем. А работники целлюлозо — бумажной промышленности призваны снабжать страну целлюлозной бумагой, картоном и т.п., идущие все для фронта».

Деятельность Тотемского ЛПХ была направлена на своевременное обеспечение лесосечным фондом выполнения задания по заготовке и вывозке спецдревесины. Спецсортименты были в следующем составе: авиа-сосна, палубник, понтонник, весельная ель, изготавливаемые из спецлеса хвойных пород деревьев, спичечная осина, клепочная осина, катушечная береза, тарная осина, фанерная береза, тарный кряж хвойный, телеграфные столбы. Для отбора и клеймения на корню спецдревесины организовывались бригады в количествах от 4 до 6 человек. В дело всё шло, даже еловое корьё, которое поставлялось для дубильной промышленности, план заготовки корья на каждый из лесопунктов спускались по 100-150 тонн на год.

Выполнять поставленные задачи было очень тяжело. В приказе по Тотемскому леспромхозу от 14.07.1941 г. № 121 об этом указано следующее: «План заготовки елового корья леспромхозом не выполняется. На 1 июля 1941 года спрессовано сырья по Коротковскому лесопункту 28 тонн при плане 150 тонн, по Шахто-Печенгскому лесопункту 44 тонны при плане 100 тонн, Камчугский лесопункт имел план 100 тонн, но до сих пор к прессовке сырья не приступил».

Получение Тотемским районом переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны СССР за перевыполнение плана лесозаготовок. 1944 г.

Коллекция «Фотонегатека» МБУК «Тотемское музейное объединение»


Еще одно крупное предприятие — Тотемский райтоп Вологодского областного управления местной топливной промышленности, заготавливающее древесину (дрова) для топливной промышленности, транспортирующее ее методами молевого и транзитного сплава, включающего укрепление запани, сбивку бонов, головок, плотов, еще несколько видов деятельности охватывал райтоп — заготовка осмола, выделка кирпича, чистка покосов (на базе этого предприятия позднее был образован Сухонский леспромхоз). В приказе от 05.12.1944 г. № 122 говорилось: «Сплав как завершающая стадия лесозаготовительных работ, имеет исключительное значение по своевременной доставке древесины потребителю, особенно в годы Великой Отечественной войны с гитлеровскими захватчиками, когда каждый кубометр древесины приобретает особое значение, как предназначенный для усиления оборонной мощи нашей любимой родины».

На сплаве только женщины.

Коллекция «Фотонегатека» МБУК «Тотемское музейное объединение»

Тотемский химлесхоз заготавливал материал для производства канифоли главным образом из сосны методом подсочки или осмолившихся пней (осмола). Применяемая более чем в 70 отраслях промышленности канифоль использовалась в мыловарении как добавка к твердым сортам мыла, для проклейки бумаги, при лужении и пайке металлов, в производстве электроизоляционных материалов, в медицине как составная часть пластырей и мазей и т. д. Еловая серка отправлялась на канифольные заводы, её добыча в годы войны резко сократилась ввиду большого оттока рабочей силы в ряды Красной Армии.

Первые мобилизованные из Тотемского района в ряды РККА были отправлены уже 23 июня. В первый месяц войны на фронт ушли руководители крупных предприятий района — 02.07.1941 г. директор Тотемского леспромхоза, 10.07.1941 г. — управляющий Тотемским райтопом. Новым директором Тотемского леспромхоза приказом от 02.07.1941 г. № 113 был назначен технический директор Владимир Максимович Антонов, который возглавлял предприятие все трудные военные годы до 01.09.1945 г.

В первые месяцы войны по установке треста леспромхоз приказом от 06.01.1942 г. № 3 п. 6 произвел сокращение аппарата на 25%. Такое процентное сокращение коснулось всех предприятий района, а также управленческого и преподавательского состава лесотехнического техникума.

Во исполнение распоряжения органов НКВД от 12.08.1941 г. и вышестоящих трестов в срочном порядке производились «зачистки» ведомственных архивов. Были созданы комиссии по разбору и разгрузке архивных бумаг, сроки исполнения работ ограничивались от одного до двух месяцев.

С уходом в РККА большей части мужского населения на работу в лесу были отправлены женщины и подростки. Смена кадрового состава отрицательно сказалась на выполнении плановых показателей, соблюдении трудовой дисциплины. Вот что указывалось в приказе по Тотемскому леспромхозу от 28.01.1944 г. № 10: «Несмотря на неоднократные указания о соблюдении техники безопасности, несчастные случаи не редкость. Основные их причины — не соблюдение 50-метровой зоны на валке леса, недостаточная подготовленность лесосек, не удаляются зависшие, сухостойные и подгнившие деревья. Плохо поставлен инструктаж по безопасным методам работ, особо для новых кадров, преимущественно женщин и подростков». Для привлечения женщин на работы в лесу при Тотемском леспромхозе были открыты ясли.

Базовым учебным заведением для лесной промышленности района был Тотемский лесотехнический техникум с двумя отделениями — лесотехническим и лесохозйственным. С началом войны курс обучения с 4-х годичного был сокращен до трёх лет за счет программы общеобразовательных дисциплин… Значительную часть учебного процесса составляли практические работы в лесопунктах и на сплаве. Практиковались массовые субботники по распиловке дров с передачей средств в фонд обороны.

Питание работающих на промышленных предприятиях и учащихся в годы войны было скудным. Решать проблему нехватки продуктов приходилось своими силами. На всех предприятиях района были подсобные хозяйства, где выращивали овощи и скот. Работники в обязательном порядке собирали грибы и ягоды, сдавали их в столовую с целью расширения ассортимента общественного питания. Снабжение хлебом производилось по карточной системе. Объем получаемого пайка напрямую зависел от качества и количества выполняемых работ. В приказе по райтопу от 18.02.1944 г. № 87 значится: «Выдача хлеба установлена наркомом торговли на основе указания райторговли: выполняющие норму — 600 гр. хлеба, перевыполняющие — 700 гр., невыполняющие — 500 грамм». В приказе по Тотемскому леспромхозу от 17.02.1942 г. № 24 устанавливались следующие нормы выдачи хлеба: «На месте работы работникам, выделенным на л/заготовки — будет обеспечена по линии Райсоюза выдача хлеба до 800 гр. в день, считая получаемый хлеб по карточкам и обеспечена горячая пища на месте работы». В приказе по Тотемскому лесному техникуму от 09.04.1943 г. № 32 предписывалось: «Выдавать студентам дополнительно к имеющимся карточкам с нормой 400 гр. до конца месяца талоны по 200 гр. хлеба на человека в день». Согласно документам не редкими были факты очень плохого питания рабочих. Так в приказе по Тотемскому леспромхозу от 12.10.1943 г. № 100а указывалось: «Примиренческое отношение руководителей лесопунктов в вопросе питания рабочих, недостаточная настойчивость и требовательность к Леспродторгам, из-за чего в отдельных лесопунктах имело место кормление 10-12 — копеечным супом (Коротковский лесопункт, Тафта, Царева)».

Каждое из действующий предприятий имело свое подсобное хозяйство, сенокосные угодья. Сено заготавливали с целью обеспечения лошадей собственного обоза кормом. «Актом проверки состояния конского поголовья по Матвеевскому лесопункту от 27.08.1942 установлено, что из 23-х лошадей получили повреждение и вышли временно из строя 8 лошадей, по причине неправильной подгонки сбруи. По упитанности ниже средней оказалось 17 лошадей, средне — 3, тощие — 3 лошади. Все это привело от халатности за уходом за лошадьми заведующего обозом Трескина… дело передать прокурору для привлечения к уголовной ответственности» — указано в приказе по Тотемскому леспромхозу от 02.09.1942 г. № 108.

Фото А.П. Климова. Вывозка лесоматериалов по снежно-балочным дорогам.

Коллекция «Фотонегатека» МБУК «Тотемское музейное объединение»


Приказом от 01.08.1942 № 95 по Тотемскому леспромхозу заострялся вопрос о бережном и тщательном уходе за конским поголовьем собственного обоза. Под личную ответственность начальников лесопунктов обязывается строительство газокамер и всех лошадей, зараженных чесоткой пропускать через газокамеры и не использовать на работе до полного выздоровления». Как свидетельствуют документы, к началу 1943 года этот приказ не выполнялся, лошади были истощены, частью травмированы, контроля за уходом и использованием не было. Овес, получаемый по нарядам для собственного обоза расходуется на крупу, а списывается в расход на обоз (в Камчуге). Было категорически запрещено использовать лошадей больных, нуждающихся в отдыхе или отгуле по заключению ветнадзора. В приказе Тотемского леспромхоза от 14.04.1945 г. было записано: «Правительственное постановление о борьбе за сохранность и сбережение лошадей. Нет лошади, не будет хозяйства, вся экономика зависит от хорошей лошади, но этого в лесопунктах еще не поняли, на лошадь смотрят как на второстепенное существо».

Фото Н.А. Черницына. Вывозка баланса на реке Пексоме.

Коллекция «Фотонегатека» МБУК «Тотемское музейное объединение»


Слабым местом промышленности того времени был недостаток техники, её постоянный выход из строя. «Причиной невыполнения плана лесозаготовок 1942-1943 гг. стало слабое проведение организационных и технических мероприятий по повышению производительности труда, низком уровне техники и организации производства. В связи с этим для подготовки к зимним лесозаготовкам 1943-1944 гг. отремонтировать своими силами 11 штук тракторов, распределив ремонт по лесопунктам», указано в приказе по леспромхозу от 15.07.1943 г. № 75. Согласно приказу от 30.04.1945 № 52 в Тафтенском лесопункте — ремонту подлежат 6 тракторов марки СГ-65 и СГ-60, тракторных двухполозных саней — 75 комплектов; Шахто-Печенгском лесопункте — 4 трактора, тракторных однополозных саней — 40 комплектов; Камчугском лесопункте — 4 трактора, тракторных однополозных саней — 25 комплектов; в целом по леспромхозу принадлежит ремонту 14 тракторов.

На фото: Дизельный трактор «ДТ-54» за работой.

Коллекция «Фотонегатека» МБУК «Тотемское музейное объединение»


Удивительно, что проводились и лесохозяйственные работы на перспективу. В 1940-1941 гг. на территории Шахто-Печенгского лесопунта были произведены аэросевы сеянцев Сибирской яблони, сосны, красного дерна, акации. В сентябре 1943 г. произвели высадку яблонь на площади 2,0 гектара, в междурядьях произвели высадку ясеня, тополя, акации, дерна. Исключительно важной и серьезной задачей является защита площадей аэросева от потравы и огня. Райсполком обязал колхоз «Объединение» «обнести изгородью свой скотский выгон, предупредив артель, что в случае пастьбы скота на площадях аэросева скот будет задерживаться лесоохраной и правление колхоза «Объединение» будет привлекаться к уголовной и материальной ответственности» (приказ от 03.09.1943 г. № 86).

Много внимания уделялось санитарному и противопожарному состоянию лесов, о чем свидетельствуют регулярно издававшиеся приказы по проведению профилактических мер от лесных пожаров. Один из таки от 18.04.1942 г. № 43 гласил: «В период Отечественной войны с гитлеровско-фашистскими бандитами является чрезвычайно важным делом охрана лесов от пожаров ..., так как злобный и коварный враг безусловно будет стремиться использовать леса, как очень важный и в то же время открытый участок народного хозяйства для своих диверсионных актов и внесения расстройства и паники в наш тыл, засылая своих агентов, шпионов, диверсантов, парашютистов, самолеты и т.д.».

Таким образом, предприятия лесной, топливной и лесохимической отраслей промышленности Тотемского района в меру сил и возможностей выполняли задачи по обеспечению страны сырьем в тяжелые военные годы. В годы войны промышленность района самостоятельно обеспечивала жителей предметами первой необходимости. В райпромкомбинате с отделениями в дер. Погорелово, Николе, Матвееве и др. населённых пунктах работали мебельные, швейные, гончарные, столярные мастерские, сапожные, овчинно — кожевенные цеха, обеспечивая население Тотемского района одеждой и обувью, предметами мебели. В Матвеевском отделении райпромкомбината была обозно — щепная мастерская и кирпичный завод. Мастера-надомники изготавливали хозяйственные санки, корзины, работали прядильщицы, мастера — кирпичники и др.

На фото: Бригадиры комсомольско-молодёжных бригад Тотемской

строче — вышивальной артели. 1944 г.

Коллекция «Фотонегатека» МБУК «Тотемское музейное объединение»


Народ продолжал жить и работать, несмотря на тяготы военного времени, мобилизуя все усилия для общей победы над врагом.

На фото: Пленум Тотемского РК ВЛКСМ. Лето 1945 г.

Коллекция «Фотонегатека» МБУК «Тотемское музейное объединение»


Текст: О.Н. Письменная, начальник архивного отдела администрации Тотемского муниципального района

Подбор фотографий: Е.В. Филиппова, заведующий архивным отделом МБУК «Тотемское музейное объединение»

12:30
2100