КУБАСОВ ВИКЕНТИЙ СЕРГЕЕВИЧ

КУБАСОВ ВИКЕНТИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Годы жизни:
14.11.1920 – 24.07.2015
Звание:
ст. лейтенант речного флота/ капитан парохода
Награды:
медаль «За оборону Советского Заполярья»
Дополнительные сведения:

Кубасов Викентий Сергеевич родился в дер. Аргуново Никольского уезда в семье крестьянина. В 1935 году поступил в Великоустюгское речное училище. После успешного окончания судоводительного отделения его отправили в Вологду для работы в Сухонском речном пароходстве. Назначили 2-м помощником капитана на пароход «Тбилиси». В навигацию 1940 г. Кубасова В.С. назначили 2-м помощником капитана на пароход «Соколовец».

Большой вклад в дело развития пароходства на реке Сухона внёс Викентий Сергеевич Кубасов. В годы Великой Отечественной войны его работа в Сухонском речном пароходстве была подчинена задачам обороны Родины. На судах перевозили пополнение для армии, технику. Доводилось переправлять подводную лодку, для охраны которой был приставлен вооружённый тральщик – пароход, окрашенный в тёмно-зелёный цвет.

Война с фашизмом застала экипаж парохода «Соколовец» в рейсе. Когда судно подошло в Устье Вологодское, капитан Невзоров получил пакет с повесткой явиться Кубасову В.С. в Тотемский райвоенкомат для отправки в армию. Весь флот находился на военном положении. Пароход «Соколовец» был занят перевозкой грузов военного назначения строго по приказам и графику движения. В январе 1942 года на четырёх человек командного состава пришли повестки из райвоенкомата о призыве в армию, в том числе и на Кубасова. Сухонское пароходство нуждалось в квалифицированных кадрах, поэтом пришла телеграмма: «Капитанов, механиков освободить от мобилизации». Приказом начальника пароходства судно «Соколовец» было переименовано. Теперь оно стало называться «Щорс». Кубасова В.С. назначили капитаном. Документы свидетельствуют, что особенно трудной была навигация 1942 года. Те, кто пережили Великую Отечественную войну, вспоминают этот год как самый страшный, вселявший отчаяние и горе в души людей. В июне 1942 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», которым устанавливался 10-часовой рабочий день. В приказах руководителей предприятий появилась фраза: «Военное положение страны обязывает...», а также формулировки о привлечении работников к уголовной ответственности за опоздание на 20 минут и более. Много таких приказов хранится в архивных делах Сухонского речного пароходства.

По закрытии навигации 1943 года Кубасов В.С. был определён старшим капитаном по самоходным судам, зимовавшим в Усть-Толшме, где в военные годы стояло до 18 пароходов и до 70 барж. Всю войну судно работало на военных перевозках, которыми руководил контр-адмирал Рогачев. Когда пароход шёл с охраняемым военным грузом, то впереди его шел тральщик, имевший на вооружении зенитные пулемёты. В рубке парохода круглосуточно стоял часовой, он имел телефонную связь с охраной на буксируемом объекте. В ночное время пароход шёл в полном затемнении, сверху, с самолёта, они были невидимы. Пользоваться прожектором в ночное время запрещалось. Раций на судах в войну еще не было. Капитан Кубасов В.С. нёс вахту ежедневно с 22 часов до 4 часов утра и днем два часа. Много забот было у капитана судна. Как накормить экипаж? Того, что давали по карточкам, явно не хватало, особенно хлеба. Норма 600 г. в сутки, правда, с навигации с 1943 года стали давать по 800 граммов в сутки, а кочегарам давали дополнительный талон на хлеб. Интересно, что давали по карточкам в месяц на одного человека: мяса 1,8 кг, иногда мясо заменяли рыбой, масла 400 г., сахара 400 г, крупы 1,2 кг, картошки 6 кг.

Из записок Кубасова В.С. известно, что коллектив парохода «Щорс» работал самоотверженно, с полной отдачей сил, выполняя и перевыполняя задания начальника военных перевозок и управления Сухонского пароходства. Залогом слаженной работы парохода было то, что состав экипажа почти не менялся многие годы. Во время войны на судне был радиоприёмник, а в красном уголке – репродуктор. Когда передавали последние известия, команда имела возможность их слушать.

В документах государственного архива Вологодской области по личному составу в годы Великой Отечественной войны мы читаем: «Лучшими в навигацию 1945 года были признаны: капитан Кубасов Викентий Сергеевич (пароход «Щорс»), ...».

За успешное осуществление военных перевозок в годы Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года Кубасов В.С. награждён медалью «За оборону Советского Заполярья»

Имя Кубасова Викентия Сергеевича занесено в Книгу Памяти «Ветераны Великой Отечественной. Вологодская область. Тотемский район». — Вологда, 2002. № п/п 3351.

Информация предоставлена:
учащиеся 2б класса МБОУ «Тотемская СОШ № 1», руководитель — Кринкина Наталья Витальевна
996