Хранить и помнить: война в письмах лейтенанта Жукова

Солдатские письма — память и фамильная гордость семьи Жуковых. 13 треугольников, живых свидетелей Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., в повествовании Жуковой Екатерины Анатольевны, учащейся 9А класса МБОУ «Тотемская СОШ № 2».

Я хочу рассказать о моем прадедушке Жукове Геннадии Алексеевиче, который родился в 1911 году в семье крестьянина середняка в деревне Калининская Калининской волости Тотемского уезда. Он получил образование 4 класса. В 1934 году закончил курсы по переподготовке младших ветфельдшеров.

фотография Жукова Геннадия Алексеевича 21.10.43 год.

С 18 июня 1942 года лейтенант Геннадий Алексеевич состоял на действительной военной службе в кадрах Рабоче — Крестьянской Красной Армии в должности среднего командира.

5 апреля 1944 года в дом семьи Жуковых пришло извещение о том, что лейтенант командир стрелкового взвода Жуков Геннадий Алексеевич уроженец Вологодской области, Тотемского района в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 26 марта 1944 года. Похоронен на кладбище деревни Мамочино Быховского района Могилёвской области.

От него остались документы и письма. Всего сохранилось 13 писем, написаными лично Жуковым Геннадием Алексеевичем, 12 писем адресованы его жене Жуковой Генаве Александровне. В них он постоянно упоминает своего отца Жукова Алексея Алексеевича («Папаша»), мать Жукову Марию («Мамаша»), дочь Зою, сына Лёню, родных сестёр – Шуру и Августу, передаёт приветы «дяде Мише» и «тёте Августе».

Фотография семьи Жуковых: Геннадий, Генава, дочь Зоя. 1936 год

18 июня 1942 года семья получила его первое письмо. Последнее письмо пришло 27 января 1944 года, почти за 2 месяца до гибели. Письма имеют треугольную или прямоугольную формы, написаны на тетрадных листах в мелкую клетку, в широкую и узкую линию, написаны пером и синими чернилами, простым карандашом, химическим карандашом. Адрес писался на оборотной стороне, там же ставили и печати с места отправки и с места получения. На штампе стоит номер полевой почты.

В письмах часто встречаются орфографические и пунктуационные ошибки, это говорит о том, что сказывается низкий уровень образования (4 класса). Часто в предложениях нет вообще знаков препинания. Предложения не оформлены, сплошной текст, но содержание понятное. Цитаты из писем представлены без редакции, так в тексте документа.

Все письма написаны в основном в форме повествования. С первых строк письма можно узнать автора и степень его родства к адресату. В своих обращениях автор точно указывает к кому он обращается, заинтересовал и стиль письма. Всегда уважительное, ласковое, нежное обращение к жене и детям: «Здравствуйте, уважаемая Жена Енава Александровна и любящие дети Зоя Лёня Папаш Мамаша сёстры Августа Шура», «Добрый день. Здравствуйте многоуважаемая Жена..» К жене Геннадий Алексеевич во всех письмах относился с уважением. Об этом говорит слово «уважаемая» или «многоуважаемая», слово «Жена» написано с заглавной буквы. Детей он очень любил и обращался к ним «Любящие дети», наверно, имел в виду любимые им дети.

После приветствия и благодарности родным автор обычно начинает рассказывать про себя. Заканчиваются письма вопросами о жизни в колхозе, передаёт всем приветы и прощается: «Ну вот и всё пока до свидания с приветом всем муж отец и сын Г. Жуков» или «Пока до свидания пиши чаще очень интересуют письма с коммунистический приветом Г. Жуков», «Мы гитлера разобьём и я приеду домой опять вместе будем пока до свидания. Целую твой папа»,«Ну всё до свидания мои милые..»

Про обеспечение на фронте

Питание. В своих письмах Жуков Г. А. отказывался от посылок с продуктами, указывал на то, что питание у них хорошее, всего хватает: « Мне не надо посылать посылок я сейчас живу хорошо питание нам дают очень хорошее хлебы 800 гр в день масла 40 гр сахар и махорка всё что есть так что я сыт притензий не имею получаем фронтовой паёк..»

Обмундирование. В письме от 13 декабря автор описывает, какую одежду им выдают и что они носят в зависимости от времени года: «Ну Енава ты спрашиваеш насчёт обмундирования ходим в сапогах в шинелях в шапках, брюки и гимнастёрки суконные скоро наверно дадут шубы и валенки и перчатки пока что не получили но обещают. Из этих строк понятно, что старались одевать солдат по погоде, но необходимо обратить внимание на то, что письмо написано 13 декабря, т.е. уже наступила зима, а одежды тёплой ещё не выдали.

Необходимые нужды и просьбы. Некоторые письма содержали просьбы. Они были с вязаны с тех, что некоторых предметов всё же очень не хватало. Например, «Дядя Пошли бумаги, сдесь у нас плохо дело обстоит с бумагой» — так было дописано в письме с самого края сбоку.

Жена Енава Александровна посылала ему в письме носовой платок и фотографию: «Енава ты пишешь что послала в письме носовой платок то я его не получил потому что уехал с того места. Фотокарточку получил за что благодарю»

В письме, которое было написаны во время обучения от 22 сентября 1942 года узнали, что он нуждался в некоторых вещах: «каюсь что невзял носков рукавиц и теплей рубашки. Конечно выдадут тёплую одежду, но не раньше конца ноября как нибудь проживу.  От сестры Шуры он получил два ножика, скорее всего заранее просил о них: «От Шуры получил письмо и два ножика»

В письме от 14 апреля 1943 года он просил: « Енава у меня есть просьба к вам вот такая с 15 апреля принимают посылки я просил бы вас послать мне носовых платков несколько штук носки летние, бумаги для писем достать несколько тетрадей химический карандаш, расчёску которую я послал перьев штуки три ниток чёрных и белых немножко вот этой мелочи ну если есть самосатка табак, то пошли вот и всё, сухарей не надо если есть весёлое то бутылочку конечно немешает а я думаю что можно достать чтобы можно спрыснуть и помянуть во здраие вас, будеш посылать то упакуй в ящик и зашей посылай не задерживай быстрей»

Таким образом, мы узнали, что предметами первой необходимости стали:

бумага для писем, тетради, носовые платки, расчёски, химические карандаши, перья для письма, нитки белые и чёрные, носки летние и тёплые на холодную погоду, тёплые рубашки, ножи, табак, не отказывались и от спиртного.


О родном колхозе.Действительно то, что колхоз д. Калинино для Геннадия Алексеевича был родным, потому что практически в каждом письме он вспоминал о нём добрыми словами, волновался за сев, скот, пахоту. Например, пишет: « Пиши чаще всё подробно сколько трудодней выработали как с кормами для скота..»  или «… что есть нового в калинине как дела идут в колхозе, каковы хлеба уродились..». В письме от 1 мая 1943 года от всего сердца желал: «Ну что я могу пожелать вам организованние провести сев и качественние с тем что бы получить 100 пудовый урожай и пусть лутше работают колхозники и все лутше помогают Красной Армии…»  или «..лутше работайте в колхозе больше получите хлеба …»  Прадедушка понимал как важен был труд работников тыла во время войны.

О детях.О дочери Зое и сыне Лёне он спрашивал в каждом письме, интересовался всем, что касалось их. Вот так он писал в письмах: «..хочется посмотреть на детей вот вы и сегодня пишите что Лёня растёт герой вы бы знали я бы на его посмотрел хоть минут пять и доволен был бы наверно и Зоя большая …» или «Я радуюсь что Зоя и Лёня бойкие..», «..детей таких бойких и понятных».  Переживал за здоровье детей: « Енава опиши как здоровье Лёни и что он говорит наверно уже большой вырос после меня теперь уж не признает вообще подробно пиши обовсём..».

В письме он даже даёт советы своей жене о том, как правильно воспитывать детей: «..береги их чтобы они росли здоровые и умные вобщем воспитывай так как подобает советской матери, а то я знаю у тебя есть привычка кидать ребят на коленки, а особенно без меня не кому пристать наверно только бабушка заступиться я знаю что она любит (дальше листок оборван)… рука не поднимется..»

В каждом письме автор не забывал о своих родителях, переживал за их здоровье: «Передай отцу и матери чтобы они ещё берегли своё здоровье ведь со стариками лутше жить и главное они всегда посмотрят за ребятами свои ведь не как чужие, а они особенно любят детей таких бойких и понятных…»

О врагах.В своих письмах он не писал о самой войне, как воюют, не указывал место расположения и передвижения частей. Видимо, им писать этого было нельзя, ведь письма проверялись военной цензурой. «… не знаю придётся ли видать ведь вы понимаете ещё с проклятыми бандитами придётся много крови пролить чтобы очистить нашу священную землю от этой нечисти, конечно враг не так силён как хитёр и коварен готов на всякую пакость, Но мы в этом уверены что близок час разгрома врага…» Прадед верил в то, что война закончится, а советские войска станут победителями: «близок час разгрома врага». Фашистов он называл — «проклятые бандиты», «нечисть», «ненавистные враги», так выражал своё негативное к ним отношение. Причём указывал, на то, что не так сильны были фашисты как хитры и коварны, готовые на всякую «пакость». Зато свою страну считал «священной землёй», так он проявлял свою любовь и гордость за Родину. Служить было трудно, порой не было никаких сил. Так Геннадий Алексеевич отмечает: «..так что достаётся крепко нато и война все трудности надо переживать лишь бы скорей разбить ненавистного врага..»

« Енава вы больно не беспокойтесь обомне пока живу я ничего буду часто писать письма и сообщать о себе. Ну пока И все досвидания Крепко Целую ваш муж Геннадий Пиши Жду ответа»  -  это были последние строчки из последнего письма от 27 января 1944 года. А через 2 месяца он погиб. Семья так и не узнала обстоятельств его гибели.

А солдатские письма остались… Теперь они, сохранившиеся, стали уже семейными реликвиями. В рамку бы их и на стену, на самое видное место: читайте, молодые, помните и гордитесь вашими дедами. Солдатские письма должны жить. Жить в семьях как память и гордость фамильная. Пусть это будет маленькой частичкой долга благодарных потомков перед павшими, перед теми, кто сохранил для нас честь и достоинство державы. Для нас эти письма — это, прежде всего источник информации об истории, живые свидетели, помогающие нам лучше понять эту эпоху, людей того времени, их чувства и убеждения, понять причины поступков, совершаемых ими. И, сколько бы ни прошло лет, эти письма нужно бережно хранить в домашних архивах, в библиотеках, музеях… Хранить и помнить.

Информация предоставлена: Жукова Екатерина Анатольевна, учащаяся 9А класса МБОУ «Тотемская СОШ № 2».

обработка текста: Письменная О.Н.

15:45
153