Тотемские комсомольцы в годы Великой Отечественной войны.

В день её двадцатилетия 2 февраля 1943 года по радио передали сообщение Совинформбюро о разгроме немецких войск под Сталинградом. В воспоминаниях секретаря Тотемского райкома ВЛКСМ Сажиной Марии Федоровны отражены некоторые факты жизни и деятельности тотемских комсомольцев в годы Великой Отечественной войны. Они написаны не сухими фразами учебников по новейшей истории Отечества и справочников, а живыми эмоциями бывших участников, очевидцев исторических событий в жизни страны, переживших страшную войну.

Мария Сажина училась в Ленинграде, с начала войны была эвакуирована на родину, в Тотьму. Когда пришла вставать на комсомольский учет, ей сразу предложили работу секретарем в райсовете ОСОАВИАХИМА, где она начала работать с 5 августа 1941 года. С 15 декабря 1941 г. отправили на фронт командира инструктора ПВХО (противовоздушной и химической защиты) и Марию перевели на его место. В обязанности входила организация обучения по всему району пользование противогазом и другие мероприятия, в том числе набор девушек на курсы медсестер, курсы радистов-операторов, организация их обучения в вечернее время. По окончании курсов радисток, на фронт их вышел провожать весь город, они шли до Вологды 250 км по слякоти, снег таял, валенки промокли. А через 2 недели на девушек пришло несколько похоронок с Карельского фронта.

А на фронт уходили мужчины, одного за другим отправляли секретарей райкома комсомола. Марию Сажину пригласил первый секретарь райкома партии Яков Иванович Завьялов и предложил принять дела Тотемского райкома ВЛКСМ. На что Мария ответила:” Я знаю, что комсомолом должен руководить член партии”, и услышала в ответ: “Будешь коммунистом, заполняй анкету, я рекомендую!” Тут же был вызван председатель райисполкома Красавин, уже на следующий день созвано бюро райкома партии, Марию принимают в кандидаты партии и утверждают секретарем Тотемского райкома ВЛКСМ. Это было 15 августа 1942 года.

В райкоме комсомола в войну работало всего 2 работника – секретарь и заведующая учетом, соответственно – Сажина Мария и Шилова Зоя. На учете в то время числилось 1360 человек. Фактически половина из них была мобилизована на фронт, а обком требует, чтобы общее количество не сокращалось: “Принимайте новых членов!”. Поступает звонок из Мосеевского сельсовета: девушка зарыла комсомольский билет в землю, боится мобилизации на фронт. Рассказывает: “Это значит, что надо идти 25 км по неизвестной дороге, в чем идти? Сапог нет, только ленинградские босоножки – из города вышла в них, а дальше – босиком. В Мосееве проводится комсомольское собрание, исключают эту девушку из рядов членов ВЛКСМ, но тут же принимают несколько новых человек в ряды комсомольцев”.

В годы Великой Отечественной войны на территории Тотемского района было 17 сельсоветов, 149 колхозов, несколько лесопунктов. Автомобили и лошади были мобилизованы на фронт и работу в лесопункты. Расстояние между населенными пунктами составляло 50 -70 км. Преодолевать его подросткам 14 лет было не так то просто. Членам бюро было предложено практиковать выездные заседания (в численном составе это три девчушки) сразу в 5 сельсоветов – самый дальний – Верхнетолшменский – 120 км. от города. Мария Федоровна вспоминает, что дело было зимой, пурга, дорогу замело. В населенных пунктах принимали в члены ВЛКСМ по 20-25 человек. Учителя сельских школ были рады гостям из районного центра, угощали кашей-поварихой (мука, заваренная кипятком из самовара). Делились новостями о ходе военных действий, радовались письмам с фронта. В Никольском сельсовете посетили колхоз “Объединение”, созданный в 1930 году высланными переселенцами с Украины. Крестьяне-труженики к 1942 году сделали этот колхоз самым богатым в районе, государственные хлебопоставки перевыполняли и даже свою колбасу делали. По воспоминаниям Марии, украинская молодежь, осевшая на тотемской земле, охотно в комсомол вступала.

Обком одобрил и горячо рекомендовал продолжать проводить выездные бюро по приему в комсомол. Многочисленными были командировки по сбору средств на танковую колонну, военный заем, сбор теплых вещей для фронта, сушеных овощей для Ленинграда. Мария Федоровна вспоминает, как собрались с подружками отметить ее 20-летие 02 февраля 1943 года, и надо же, по радио передают сообщение Совинформбюро о разгроме немецких войск под Сталинградом. “Как мы ликовали!” Тут же провели мобилизацию комсомольцев на восстановление Сталинграда, отправили 85 человек.

В 1943 г. командировали в Нижнюю Печеньгу на уборку урожая. По сводкам рожь была сжата, а по факту оказалась на корню. Зерно необходимо государству, но косилок и людей нет. Пошла в соседний Нюксенский район, там уже закончили жатву, выпросила лошадь с косилкой, быстро сжали, а чтобы зерно сдать, ночью организовали молотьбу с песнями, при свете фонарей.

29 октября 1943 г. — 25-я годовщина ВЛКСМ. Чтобы отметить эту дату, на бюро решили созвать комсомольцев города по цепочке ночью в зал педучилища, как бы проверить их на мобильность. Собрался полный зал, пели песни “Дан приказ ему на запад...”, “Священная война”, другие. По домам разошлись под утро.

Весной 1944 года райком партии откомандировал Марию на 6-месячные партийные курсы, которые проводились на базе Вологодского педагогического института. Особенно запомнились лекции по истории нового времени профессора Киссельгофа из Ленинградского института им. Герцена. Время было голодное, вспоминается, как у него закружилась голова, он упал на лекции в голодный обморок и его увезли на скорой помощи.

По окончании курсов Марию перевели заведующей парткабинетом. Теперь она собирала секретарей парторганизаций, проводила семинары, читала лекции о ходе военных действий. В кабинете висела большая карта, по которой ежедневно отмечала продвижение наших войск по Европе. Также посылали в командировки в сельсоветы, подгонять уборочные работы государству. Одновременно читались лекции в поле, в период передышки. В месяц число лекций доходило до 25. Особенно вызывало возмущение населения о гибели людей в концлагерях. Принцип “общественные интересы выше личных” преобладал в работе и личной жизни. Запомнился случай, когда в одном селе собирала теплые вещи для отправки на фронт. Рассказывает: “Смотрю, женщина сидит с детьми, вдруг встает, уходит, и приносит мужские валенки со словами: “Моего мужа убили, может кого другого спасут его валенки”. И другие женщины принесли.

Сообщение об окончании войны застало Марию в командировке, шла посевная. Рано утром из райкома послали посыльного с сообщением о победе, о том, что надо немедленно явиться в райком партии, чтобы готовить городской митинг. Надо было вывесить портреты членов политбюро на зданиях райкома и райисполкома. Собрать людей было нетрудно: по местному радио уже объявили о радостной вести. Всем хотелось поделиться радостью о закончившемся кровопролитии. Речи были короткие, многие плакали, кто-то об убитых, кто-то с надеждой, что, может, еще вернуться родные живыми… .

26 августа 1946 года Мария выйдет замуж за Смолина Ивана Михайловича, вернувшегося с войны. Впереди будет яркая и насыщенная жизнь, но это уже другая история … .

Текст: О.Н. Письменная.

Фото: из коллекции документов личного происхождения архивного отдела администрации Тотемского МР, фонд 224, оп. 9.;

коллекции фотонегатеки МБУК «Тотемское музейное объединение.

17:15
1255